Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях,
установленных законом.
Право на социальное обеспечение, будучи одним из основных социально‐экономических прав
граждан, признано и на международном уровне.
Так, право граждан на социальное обеспечение в качестве одного из основополагающих и
неотъемлемых прав закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. .
Закрепление этой гарантии в высшем нормативном акте Российской Федерации, показывает, что
обеспечение социальной направленности государства является одной из основных функций
государства , которая реализуется посредством принятия законов и других нормативных актов,
которые являются главным регулятором общественных отношений, а также служат важнейшим
средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах.
3
1. Понятие и сущность института досрочного пенсионного обеспечения как способ реализации
принципа дифференциации в социальном обеспечении
1.1 Сущность принципа дифференциации в социальном обеспечении
Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия
прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и
во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно
отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию.
Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему
социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.
Наибольшее число норм-льгот содержится в пенсионных институтах. Это привело к тому, что
численность лиц, выходящих на пенсию до достижения пенсионного возраста достигла 28 %
численности пенсионеров по старости, а расходы на выплату им пенсий составляют почти 35 %
общих затрат на выплату пенсий по старости. Отметим, что каждому седьмому пенсионеру пенсия
назначается при снижении возраста на 5-10 лет (без учета льготных пенсий, назначаемых лицам,
работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Вместе с тем по
оценкам специалистов, до 30 % работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудились в
нормальных условиях .
1.2 Понятие и основания досрочного пенсионного обеспечения как
Досрочный выход на пенсию заложен в нормативно-законодательную базу. Это вид содержания,
предоставляемый отдельным заслуженным гражданам. Государство считает, что эти лица внесли
особый вклад в развитие общества и экономики.
Реформирование пенсионной системы привело к тому, что многие законодательные акты
изменились. Тем не менее в них остались пункты, регулирующие досрочное назначение
содержания по старости.
В частности, основные нормы содержатся в законах:
Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 ;
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .
В общем определении пенсионного возраста заложены границы для мужчин и женщин отдельно.
Однако некоторые граждане на вполне законных основаниях ранее других оставляют место
службы.
2. Защита права на досрочное пенсионное обеспечение и совершенствование института
2.1 Защита права на досрочное пенсионное обеспечение
Защита законных интересов различных субъектов права – одна из важнейших проблем правового
регулирования общественных отношений. В юридической литературе есть расхождения во
взглядах на эту проблему, поскольку имеют место разные определения форм защиты интересов,
4
противопоставление интересов субъектов их правам . Для разграничения и классификации форм
защиты интересов учеными используются различные критерии.
Например, А.А. Добровольский и С.А. Иванова отмечают, что «все спорные правовые требования,
подлежащие рассмотрению с соблюдением процессуальной формы защиты права, называются
исковыми, а правовые требования, подлежащие рассмотрению без соблюдения установленной
законом процессуальной формы защиты права (например, при защите права в административном
порядке), в законодательстве и в теории вполне справедливо не называются исковыми» .
С.С. Алексеев выделяет две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Надо отметить, что данная классификация поддерживается большинством ученых.
Юрисдикционная форма защиты – это защита законных интересов государственными или
уполномоченными государством органами. Она означает возможность защиты интересов в
судебном или административном порядке. Судебная форма защиты осуществляется судом общей
юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом. Неюрисдикционная форма защиты –
защита интересов самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к
государственным и иным уполномоченным органам.
Она имеет место при самозащите и при применении управомоченным лицом мер оперативного
воздействия .
В силу того, что одной из сторон правоотношения по пенсионному обеспечению всегда является
управомоченный государством орган, можно согласиться с учеными, что праву социального
обеспечения свойственна именно юрисдикционная форма защиты .
Хотя Д.С. Шелестов не исключает для группы социальных прав неюрисдикционную форму защиты
прав и аргументирует ее как возможность гражданина контролировать процесс реализации своих
пенсионных прав от момента инициации и до конца .
2.2 Проблемы и совершенствование института досрочного пенсионного обеспечения
Пенсионная система находится в стадии реформирования последние 17 лет, с того момента, когда
страховые взносы в Пенсионный фонд начали регулироваться государством более тщательно.
Федеральный закон N167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
от 15 декабря 2001 года устанавливает основы государственного регулирования обязательного
пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе
обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов
обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их
прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Средства, полученные от работодателей и от самих работников, зачисляются в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем распределяются для выплаты пенсий и
других выплат нетрудоспособному населению страны. Пенсионный фонд Российской Федерации,
как уже говорилось раннее, является самостоятельной бюджетной организацией . В России
применяется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее идея
состоит в том, что взносы в Пенсионный фонд, которые поступают на данный момент с
работающего населения, «идут» на выплату пенсионерам, действует так называемый «механизм
солидарности поколений». Такой механизм достаточно распространен в мире, но имеет ряд
недостатков, например, уровень поступивших средств в бюджет Пенсионного фонда напрямую
зависит от демографической ситуации в стране.
5
Ключевым направлением совершенствования пенсионной системы Российской Федерации
является институт досрочного пенсионного обеспечения . Сегодня общеустановленный возраст
для выхода на пенсию в России: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но если застрахованное
лицо относится к отдельной категории граждан (определены в ст. 30 – 33 Федерального закона от
28.12.2013 № 400‐ФЗ «О страховых пенсиях»), возраст выхода на пенсию может сократиться до, в
среднем, 10 лет для женщин и мужчин.
Заключение
Одной из главных целей пенсионной реформы будет дифференциация условий пенсионного
обеспечения в зависимости от участия в социальном страховании каждого конкретного лица, т.е.
от продолжительности страхования, величины взносов, размера заработка, с кᴏᴛᴏᴩого вносились
страховые взносы и др.
Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от
среднедушевого дохода, состояния здоровья и других факторов.
Досрочный выход на пенсию заложен в нормативно-законодательную базу. Это вид содержания,
предоставляемый отдельным заслуженным гражданам. Государство считает, что эти лица внесли
особый вклад в развитие общества и экономики.
Реформирование пенсионной системы привело к тому, что многие законодательные акты
изменились. Тем не менее в них остались пункты, регулирующие досрочное назначение
содержания по старости.
В общем определении пенсионного возраста заложены границы для мужчин и женщин отдельно.
Однако некоторые граждане на вполне законных основаниях ранее других оставляют место
службы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
// Российская газета. № 67. 1995
2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных
правах»//Бюллетень Верховного Суда РФ.1994. № 12.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //
Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) //
Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №
51. Ст. 4831.
6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173‐ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247.
6
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210‐ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. № 168.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400‐ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» //
Российская газета. 2014. № 6 (прил. 1 – 4).
9. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 25.09.2018) «О
федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в
электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» //
Российская газета. 2011. № 246.
10. Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 (ред. от 13.06.2018) «О порядке
подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов
исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих,
должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами
полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и
их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а
также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и
их работников» // Ведомости ФС РФ. 2012. № 35. Ст. 4829.
11. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049 (ред. от 13.04.2019) «Об
утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания
малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости» //
Собрание законодательства РФ. 2015. № 41 (часть III). Ст. 5660.
12. Приказ Минкомсвязи России от 13.04.2012 № 107 (ред. от 07.07.2016) «Об утверждении
Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система
идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно‐
технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления
государственных и муниципальных услуг в электронной форме»» // Российская газета. 2012. №
112.
13. Письмо Минздрава России от 17.05.2002 № 2510/4920‐02‐32 «О досрочных трудовых
пенсиях» // Здравоохранение. 2002. № 8.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9‐П // Вестник
Конституционного Суда РФ. № 5. 2013.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9‐П // Вестник
Конституционного Суда РФ. № 5. 2013.
16. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 № 943‐О‐О // Ресурсы справовочно‐
правовой системы Консультант Плюс.
17. Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 N 471‐О // Вестник
Конституционного Суда РФ. 2007. № 2
18. Алексеев С.С. Избранное / Вступ. сл., сост.: П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2016.
19. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. М.: Юридический центр Пресс, 2014.
7
20. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях. М.: СПб: Питер, 2016.
21. Беляев М.А. К вопросу о взаимосвязи отдельных форм правосознания // Вопросы
экономики и права. 2009. № 17. С. 27 – 31.
22. Гусев А.Ю. Дефекты пенсионного законодательства, регулирующего вопросы исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии // Администратор
суда. 2017. № 3. С. 12‐14.
23. Денисенко В.В. Легитимация права с позиции иррациональности в теории юридического
постмодернизма // Вестник Воронежского государственного университета. 2015. № 1. С. 69
– 78.
24. Денисенко В.В. Юридификация общества как научная проблема современной
правотворческой техники // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 159 – 162.
25. Ельников А.С. Проблемы пенсионного обеспечения в современной России. М.:
Просвещение, 2012.
26. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире // Российская газета. 30.05.2018. № 115.
27. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. М., 2008. С. 323 – 326.
28. Кутепова К.О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2011.
29. Лапаева В.В. Правовой принцип формального равенства // Журнал российского права.
2008. № 2. С. 74.
30. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ /
отв. ред. Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. М., 2013.
31. Мустафин Р.Р. Лица, имеющие право на досрочную пенсию по старости в Российской
Федерации // В сборнике: Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и
праве материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы:
Т.А. Сошникова, Е.Е. Пирогова. 2018. С. 315-319.
32. Пенсионная реформа в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Московский
педагогический государственный университет. М., 2018.
33. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник
для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина.
Москва: Проспект, 2017.
34. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной
России. Екатеринбург. 1999.
35. Соловьёв А.К. Пенсионная реформа в России – новый этап // Вестник Финансового
университета. 2014. № 3. С. 10-12.
36. Теория государства и права: Курс лекций / [под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.]. 2‐е изд.,
перераб. и доп. М.: Юристъ. 2001. С. 66.
37. Ткаченко А.А. Станут ли российские пенсионеры богаче? // Власть. 2019. Т. 27. № 1. С. 29-
41.
38. Урусова Э.А., Шумилова Т.Э. Пенсионное обеспечение // ПСЭ. 2016. №2 (58). С. 41-43
8
39. Шелестов Д.С. Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами
Российской Федерации. Автореферат дис. ... канд. наук: Юрид.науки:12.00.02. М., 2004. С. 12 – 15.
40. Шумило М.М. Экономическая природа пенсионного обеспечения // Вестник ОмГУ. Серия.
Право. 2015. №1 (42). С. 94-96.